В российское законодательство введено понятие «опорная сеть автомобильных дорог»
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, создающий правовую основу для формирования в России опорной сети автомобильных дорог к 1 сентября 2024 года. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Внесенные изменения в закон о дорожной деятельности дополняют представленную в нем классификацию автомобильных дорог пунктом о создании опорной сети дорог, обеспечивающих бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства России.
Так, в опорную сеть войдут автомобильные дороги федерального значения, а также региональные и межмуниципальные, соответствующие установленным Правительством РФ критериям.
«Следует напомнить, что формирование опорной сети автомобильных дорог началось два года назад. По наглядной и прозрачной системе индикаторов из всей сети автомобильных дорог РФ, которая составляет более 1,5 млн км, были отобраны более 136 тыс. км дорог: из них 64 тыс. км — федерального значения, 72 тыс. км — регионального и межмуниципального. Разработка критериев для отбора автодорог в состав опорной сети осуществлялась при непосредственном взаимодействии с субъектами РФ и с учетом их предложений. Также данная работа была синхронизирована с мероприятиями, которые предусмотрены нацпроектами, государственными программами, положениями действующих нормативно-правовых актов и стандартов», — отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
В качестве главного консультанта к данной работе был привлечен Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Специалистами была разработана концепция формирования опорной сети автомобильных дорог, учитывающая, в частности, географические особенности страны и необходимость обеспечения доступными и качественными транспортными услугами жителей всех регионов. В рамках этой концепции были предложены определение опорной сети и базовые критерии ее определения.
Задача по развитию дорог, вошедших в опорную сеть, отражена в региональных пятилетних планах дорожной деятельности. Пообъектные программы субъектов РФ проходили рассмотрение в НИУ ВШЭ и получили одобрение в Федеральном дорожном агентстве. Итогом этой работы стали меморандумы о развитии автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, подписанные Росавтодором с проектными командами каждого субъекта РФ.
«Несмотря на то, что перечень автомобильных дорог опорной сети был сформирован, ранее отсутствовало законодательное закрепление этого понятия, а также критериев отбора автомобильных дорог и порядка утверждения итогового перечня. Указанные поправки восполнили данный пробел. Изменения, безусловно, окажут влияние и на общие подходы к финансированию дорожных работ. Это, в первую очередь, приоритизация мероприятий по приведению именно самых востребованных автомобильных дорог опорной сети в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние», — обозначил Игорь Костюченко.
Напомним, что ключевая задача дорожников к 2027 году — привести в нормативное состояние 85 % дорог опорной сети. Благодаря ее реализации будет в полной мере обеспечена логистическая связность территорий страны с учетом основных социально-экономических запросов населения.