В 2020 году перевыполнены планы по дорожному строительству
Итоги дорожного строительства в 2020 году и планы развития транспортной инфраструктуры на 2021 – 2023 годы стали ключевой темой совещания Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ, прошедшего в режиме видеоконференции 13 января. С докладами по этому поводу выступили Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин и председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», глава Бурятии Алексей Цыденов.
СТЕНОГРАММА
М.Хуснуллин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Добрый день!
У всех участников в раздаточных материалах есть презентации. Я прошу обратить внимание на презентацию о развитии дорожного строительства.
Несмотря на все сложности этого года, пандемию и вызванные ею социально-экономические трудности, мы ещё раз взвесили и подтверждаем достижение всех показателей дорожного строительства по национальным целям и проектам, а это приведение 85 процентов дорог в 105 крупнейших агломерациях в нормативное состояние уже к 2024 году и дальнейшее продолжение до 2030-го. Дополнительно к 2030 году приведём в нормативное состояние 85 процентов дорог ещё в 51 средней агломерации и в 35 населённых пунктах в регионах Дальнего Востока. Также подтверждаем достижение 50,9 процента региональных дорог в нормативе к 2024 году с увеличением этого показателя до 60 процентов к 2030 году. И весь 2020 год мы работали над этой задачей.
Также мы приступили в прошлом году к формированию опорной дорожной сети с учётом новых экономических реалий, регионального развития и тех вызовов, которые перед нами поставила сегодняшняя экономическая ситуация.
Хотел бы отметить, что все эти проекты охватывают населённые пункты, где проживает бо́льшая часть населения нашей страны. Надеемся, что жители реально будут чувствовать результаты этой работы уже с каждым годом.
В целом в 2020 году все планы по дорожному строительству выполнили и перевыполнили. Во многом этого удалось достигнуть за счёт того, что своевременно было принято решение не ограничивать транспортное строительство в регионах, и это одна из ключевых антикризисных мер, которая дала мультипликативный эффект, позволила сохранить занятость и стала залогом показателей, которых мы достигли в 2020 году.
Так, в прошлом году после реконструкции и строительства ввели в строй 915 километров федеральных автодорог – это один из самых высоких показателей за последние годы; отремонтировали 7775 километров дорог. По региональной сети построено и реконструировано 1700 километров дорог, отремонтировано 16 тысяч километров.
Благодаря всем принятым решениям федеральная поддержка регионов в 2020 году выросла на 32 процента по сравнению с 2019 годом и составила более 250 миллиардов рублей в дорожном строительстве.
Также в 2020 году мы на 12 процентов больше физически уложили асфальтобетона – это 145 миллионов квадратных метров покрытий.
Выполнили все показатели нацпроекта по безопасным и качественным дорогам, по снижению смертности на дорогах.
По Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 2020 год также стал годом дорожного строительства. Благодаря Вашей поддержке компанией «Автодор» была завершена основная часть Центральной кольцевой автомобильной дороги, это 310 километров. Это сложнейший проект мирового уровня вокруг Московской агломерации. Замкнём кольцо в этом году. Завершено строительство обходов села Лосево и города Павловска в Воронежской области на трассе М-4 «Дон», это 84 километра. Также начали реализацию проекта «Европа – Западный Китай» трассы М-12. И конечно же, ключевым событием стало открытые Вами, Владимир Владимирович, трассы «Таврида» в Крыму.
В целом кассовое исполнение по федеральным средствам выросло с 95 процентов в 2019 году до 99,1 процента в 2020 году, освоили свыше 880 миллиардов рублей, а с учётом бюджетов субъектов это сумма более двух триллионов рублей. Эти деньги реально пришли в экономику и реально позволили достигнуть всех этих результатов. Высокий уровень кассового освоения стал возможен благодаря тесному взаимодействию внутри Правительства, Минтранса, Минфина, Минстроя, а также благодаря штабной работе с губернаторами, за что хотел бы отдельно их поблагодарить.
Мы подготовили так называемые светофоры по дорожному строительству. Они, Владимир Владимирович, у Вас тоже есть в раздаточных материалах, прошу на них обратить внимание. Мы весь год работали по этой штабной системе «светофоров», которая очень чётко показывала каждую неделю, какой регион в каком находится состоянии. И могу сказать, что 52 региона находятся в «зелёной зоне», то есть они освоили свыше 99 процентов средств с учётом экономии на торгах. В «жёлтой зоне» 21 регион, в которых освоение лучше, чем в 2019 году, но менее 99 процентов. И в «красной зоне» те регионы, в которых по объективным и субъективным причинам освоение ниже прошлого года, это 11 субъектов Федерации. Данные мы ещё уточняем. Причины неосвоения учтём и сделаем все необходимые выводы, подробно разберём буквально завтра на штабе ещё раз эту тему.
В целом в большинстве регионов можно уже уверенно сказать, что создана система по работе в сфере дорожного строительства в рамках трёхлетних программ. Организационно-технологически с поставленными задачами большинство регионов готовы справиться.
В прошлом году по Вашему поручению с Председателем Правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным, в тесном контакте с Министерством финансов в ежедневном режиме мы отработали механизм опережающего финансирования дорожного строительства в объёме 100 миллиардов рублей. Я напоминаю, что мы взяли временно свободные средства в счёт будущих лимитов, передали их в регионы, и это позволило значительно ускорить темпы строительства.
В результате нам удалось опережающими темпами построить и реконструировать 2700 километров автомобильных дорог, 3 тысячи погонных метров искусственных сооружений. Досрочно достроили Литейный мост в городе Брянске, начали по Вашему поручению строительство моста через реку Зею в Амурской области, объездной дороги вокруг Екатеринбурга – это тоже было Ваше поручение, Владимир Владимирович, публично данное. Также занимались обходами Калуги, [строительством] восточного выезда из Уфы, моста в Новосибирске через реку Обь, что позволит точно совершенно приблизить сроки строительства. На три года раньше, в 2022 году, будет завершено строительство мощнейшего моста через реку Шексну в Череповце.
Несмотря на то что 100 миллиардов нам удалось технически и организационно выделить только во втором полугодии прошлого года, они были освоены в полном объёме – более 99 процентов. По итогам года нам эти деньги зачли как дополнительное финансирование дорожной отрасли, за что хочу сказать, Владимир Владимирович, Вам и Правительству огромное спасибо, потому что иначе у нас ряд объектов, которые были бы в 2021–2022 годах зарезервированы, не были бы построены. А сейчас мы и «доп» построили, и те объекты, которые плановые, тоже полноценно запустили в работу.
Мы очень надеемся, что в этом году мы эту работу уже с Министерством финансов начнём и полностью решим в I квартале этого года. Надеемся, что сумма будет также не менее 100 миллиардов. Если будет возможность, будем просить также в конце года при наличии и возможностях бюджета рассмотреть зачёт этой суммы.
Весь год мы отрабатывали, Владимир Владимирович, упрощение процедур и нормативного регулирования. Приняли так называемый транспортный закон, который позволяет в среднем на полтора года сократить сроки строительства. Благодаря этому, несмотря на то что решение по трассе «Европа – Западный Китай» было принято только в середине прошлого года на выездном совещании с Председателем Правительства, уже в конце прошлого года мы вышли на подготовительные работы. Я Вам докладывал, Владимир Владимирович, с 5 января все строители полностью полноценно работают вахтовым методом.
Также мы упростили порядок строительства сельских дорог, дорог четвёртой, пятой категории. Это те [процедуры], которые позволяют строить и дороги в сельских населённых пунктах, и внутриквартальные дороги внутри населённых пунктов – мы приняли просто кардинальные решения по их упрощению.
Приняли так называемый закон о свободном потоке на платных дорогах, который уже полноценно запустили в работу на дороге ЦКАДа.
У нас есть вопросы по освоению сельских дорог, но мы договорились, что мы с министрами в этом году отработаем, все недоработки по этой теме учтём и возьмём их на контроль.
Владимир Владимирович, я также прошу обратить внимание, в раздаточных материалах у нас есть такое приложение – это 100 знаковых поправок для строительной отрасли. Вообще в целом, чтобы упростить стройку, мы приняли 100 знаковых решений. В раздаточных материалах мы подробно расписали, какой даёт результат каждое решение, что влияет на увеличение скорости строительства, снижение стоимости и повышение качества. Прошу на это обратить внимание и прошу всех руководителей регионов серьёзно все эти поправки внедрять в жизнь.
Несколько слов о планах на 2021 год. Ключевая задача – это сбалансировать все программы и все проекты дорожного строительства с учётом всех имеющихся поручений и наших экономических возможностей, определить приоритеты с учётом формирования опорной сети и регионального развития. Мы готовы приступить к программе «Мосты и путепроводы», начать реализацию новых платных окупаемых проектов с привлечением внебюджетного финансирования. Несмотря на определённое объективное секвестирование бюджета, ставим задачу всё-таки планы 2021 года выполнить в полном объёме, а при предоставлении дополнительного финансирования и принятии предлагаемых решений готовы их перевыполнить.
Для более гибкого и оперативного управления финансированием предлагаем сохранить до 2024 года распределение акцизов от нефтепродуктов на уровне 2021 года с последующим доведением их до 100 процентов. Данные дополнительные средства будут направлены в регионы на поддержку их дорожных проектов, в том числе позволят начать реализацию программы «Мосты и путепроводы». Мы программу обсчитали, понимаем, приступили к её проектированию.
Также вопросы по акцизам мы неоднократно обсуждали на штабе комиссии по региональному развитию с губернаторами и рассмотрели на заседании комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт». По данным Минтранса, все регионы поддержали это решение в письменном виде, поэтому просили бы Вашего поручения его реализовать.
Также мы прорабатываем различные механизмы привлечения в дорожное строительство внебюджетных средств, такие как выпуск инфраструктурных облигаций. По жилищному строительству в конце года у нас уже вышло такое решение. Постановление принято и позволяет нам уже привлекать деньги в пяти пилотных регионах, в том числе и на дорожное строительство. Мы будем дорабатывать эти механизмы и в течение этого года представим ещё целый ряд предложений, как дальше развить этот сектор привлечения внебюджетного финансирования.
Также предлагаем приступить к реализации новых объектов на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением внебюджетных источников. В целом у нас уже есть успешный опыт реализации ГЧП-проекта в регионе: в презентации представлено, как в Ямало-Ненецком округе был открыт мост через реку Пур, построенный на частные деньги. Также мы планируем более активно использовать средства Фонда национального благосостояния, в том числе на строительство дороги «Европа – Западный Китай». Эти решения мы отрабатываем совместно с Министерством финансов и Председателю Правительства докладывали.
Также в бюджете предусмотрены средства на компенсацию процентной ставки по кредитам подрядчикам, взятым на опережающее строительство. Это новая мера, мы её в прошлом году в антикризисный план, Владимир Владимирович, включили, Вам о ней доложили и теперь её отработали. И уже в этом году все, кто захочет и имеет возможность строить раньше, но не хватает лимитов денег, могут взять кредиты, мы им процентную ставку компенсируем. Экономически для нас это точно выгодно. Люди точно раньше получат те объекты, которые мы запланировали построить. Для этого нам, правда, нужно будет решить проблему доиндексации, но мы её сейчас тоже со всеми заинтересованными ведомствами отрабатываем. Надеемся, что тоже в этом году примем решение.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы считаем, что все планы по дорожному строительству на текущий год сможем и выполнить, и перевыполнить. Ещё раз хочу поблагодарить Вас за внимание к отрасли и всех коллег – за совместную системную работу.
В раздаточных материалах мы также представили информацию по итогам работы всей строительной отрасли в 2020 году, просим их рассмотреть. Есть, Владимир Владимирович, некоторые вопросы, которые хотели бы ещё на отдельном совещании обсудить и посоветоваться, как нам двигаться дальше в развитии этих всех проектов.
Спасибо за внимание. Доклад окончен.
В.Путин: Спасибо.
Марат Шакирзянович, посмотрел Ваши документы, или ваш светофор так называемый. Вы сказали, что по объективно-субъективным причинам показатели кассы по некоторым регионам ниже, чем в 2019 году. Я посмотрел на это, должен сказать, что, разумеется, руководители всех этих регионов мне хорошо известны, отношусь к ним с большим уважением и знаю, что они очень активно работают по развитию своих регионов, особенно в условиях пандемии, много сделали для того, чтобы ситуация была стабильной. Тем не менее, ничего здесь личного нет, что называется, я их хочу назвать: Пермский край, Смоленская область, Республика Крым, Астраханская область, Ростовская область, Республика Карелия, Республика Мордовия, Липецкая область, Мурманская область, Рязанская область, Еврейская автономная область. Показатели кассового исполнения ниже показателей 2019 года, все ниже, где-то в районе 93 процентов, а в Еврейской автономной области – 79,8.
Средства выделялись своевременно или нет? Здесь есть какие-то вопросы, связанные или не связанные с организацией работы в соответствующем субъекте Федерации? Средства выделялись соответствующие своевременно?
М.Хуснуллин: Владимир Владимирович, здесь есть вопросы, как я сказал, объективные и субъективные.
Есть вопросы – где-то чуть позже средства пришли, например, по Крыму мы действительно решение приняли чуть позже, но они практически полностью кассу дополняют. Я думаю, что они 31-го числа дополнят этот вопрос, доработают с бумагами, и всё будет нормально.
Есть вопросы, где подрядчики обанкротились. Есть вопросы, где объективно не хватило рабочей силы, просто физически не смогли собрать: деньги во второй половине года пришли – не смогли собрать.
Поэтому я сказал, что есть абсолютно объективные вопросы, мы детально всё рассмотрим, и я надеюсь, что в следующем году у нас таких неисполнений не будет.
В.Путин: Я прошу мне доложить результаты вашего рассмотрения – это первое.
Второе. Вы говорили о мостах. Губернатор Тверской области многократно обращался в Правительство по поводу строительства одного из мостовых сооружений. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз, потом мне скажите о том, каково Ваше мнение по этому вопросу. Это конкретный вопрос.
А общего характера – это то, что Вы сказали по поводу привлечения внебюджетных средств. Конечно, нужно к этому стремиться – государственно-частное партнёрство, кредиты подрядчикам и так далее. Но, скажем, ФНБ и даже инфраструктурные облигации – это всё-таки отчасти только внебюджетные, формально внебюджетные, но всё равно это государственные деньги. Даже инфраструктурные облигации связаны с государственными гарантиями, а это в конечном итоге тоже деньги.
Вопрос по акцизам. В этой связи хотел бы задать вопрос Министру финансов. Как Вы ко всему этому относитесь? Какова позиция Минфина?
А.Силуанов: Спасибо, Владимир Владимирович.
По акцизам. Действительно, в соответствии с ранее принятыми решениями у нас предусмотрена постепенная передача акцизов субъектам Российской Федерации: к 2024 году – 100 процентов.
Что выясняется в ходе работы с задачами, которые стоят перед дорожной отраслью, – необходима концентрация ресурсов на отдельных очень важных позициях, будь то мосты, путепроводы или какие-то связывающие отрезки инфраструктуры. Поэтому возникло предложение о том, чтобы сейчас сконцентрировать средства, которые пойдут в регионы, на федеральном уровне для решения в первую очередь региональных задач, а вопрос передачи в полной мере акцизов субъектам Российской Федерации сдвинуть «вправо», тем самым создав ресурс у федерального центра для решения региональных «узких мест» в инфраструктуре. Поэтому мы это предложение прорабатывали в Правительстве и это предложение поддерживаем.
Что касается вопроса ФНБ и облигаций. Я с Вами абсолютно согласен, эти средства являются возвратными, будь то ФНБ или средства, выпущенные в виде облигаций, и привлечённые средства инвесторов. Поэтому здесь очень важна реальность планирования тех бизнес-моделей инфраструктуры, которая строится с учётом этих средств. Почему – потому что деньги нужно отдавать. Либо их нужно будет отдавать за счёт Федерального дорожного фонда, либо мы должны создавать такие условия работы инфраструктуры. Речь идёт о платности инфраструктуры – платные автомобильные дороги, что абсолютно нормально и применяется во всём мире. Но эти условия должны быть такими, чтобы достаточно было и денег на содержание этой инфраструктуры, и достаточно было денег на то, чтобы платить по обязательствам, которые были привлечены в виде долговых обязательств. Поэтому важна модель.
Что получается? В последнее время, по правде сказать, у нас эти модели не очень хорошо складывались. Предположим, когда мы планировали строительство платной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург», то закладывали доходы от момента её сдачи до 2021 года в сумме 45 миллиардов рублей, а сейчас до 2024 года – 31.
Или, предположим, ЦКАД: мы планировали, по официальным данным, до 2024 года получить 118 миллиардов рублей в виде сбора трафика, это платная дорога, а сейчас планируется только 20 миллиардов рублей.
То есть здесь вопрос к качеству планирования этой модели. Если мы будем планировать нормально – это абсолютно правильный подход, и мы поддерживаем предложение Марата Шакирзяновича о привлечении внебюджетных средств. Потому что мы всё время все дороги строим за счёт бюджета, но это же никаких ресурсов не хватит. Поэтому должны работать частные деньги, должна работать система получения [средств из] внебюджетных источников и расчётов за привлечённые средства, и это абсолютно нормальная модель, просто она должна быть выверена на начальных стадиях её формирования.
Спасибо.
В.Путин: Планировать нормально – это к Белоусову, он в Госплане работал, разберётся. Это я шучу, конечно. Но в целом, конечно, я с Вами согласен – надо внимательнее к этому отнестись. Неслучайно поэтому и попросил Вас высказаться по этим вопросам.
Что касается переноса, как Вы сказали, «вправо» передачи акцизов в регионы. Да, конечно, может быть, и более эффективно будет сконцентрировать [ресурсы] «наверху». Но Вы же сами сказали, Марат Шакирзянович: это для того, чтобы закрывать «узкие места» дорожного строительства в регионах. Но делать это без регионов может быть достаточно сложно. Поэтому я в принципе против ничего не имею, но нужно отработать механизм участия регионов в принятии окончательных решений по тем или иным объектам, стройкам, участкам, чтобы наши прежние решения куда-то в тину не уходили.
Мы же для чего такие решения принимали по акцизам? Чтобы люди видели на местах, что дорожное строительство развивается. Да, понятно, можно что-то в первую очередь, во вторую. Часто, действительно, с федерального уровня это легче сделать и эффективнее, но должен быть тогда, в этом случае, если «вправо» переносить, всё равно отработан механизм участия регионов в принятии решений.
Ладно, спасибо.
Цыденов, пожалуйста.
А.Цыденов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Вы уже все акценты расставили. Мне даже добавлять по большому счёту нечего.
Но в первую очередь я хотел бы поблагодарить за оказанное доверие – назначение председателем комиссии Госсовета по транспорту. Совместно с регионами организуем работу для достижения поставленных Вами целей.
Ещё раз хотел бы отметить, что в прошедшем году все дорожные работы имели особенный характер: помимо обеспечения качества транспортной доступности для населения и экономики они носили стабилизирующий характер и были в полном объёме профинансированы, Вы ещё и 100 миллиардов добавили, и это, по сути, было и сохранение рабочих мест, и поддержка экономики регионов, и минимизация последствий коронавируса. Поэтому это дополнительные эффекты, которые, безусловно, были.
У нас хорошие результаты по безопасности дорожного движения. На 5,4 процента снижение к уровню 2019 года – мы, по сути, достигли рекордно низких показателей за всю современную историю по смертности на дорогах. При этом на региональных дорогах 1,5 процента всего снижение, на муниципальных – 7,5, а на федеральных – 11 процентов снижение. Федеральные дороги привели в нормативное состояние – и сразу результат. Поэтому как раз приведение в нормативное состояние дорог влияет непосредственно на вопросы безопасности.
Мы вопрос передачи акцизов рассматривали совместно с Правительством с мая, со всеми субъектами, буквально вчера провели заседание комиссии – все субъекты приглашали, обсуждали. Последней, кто согласился, была Московская область, я лично разговаривал с Андреем Юрьевичем Воробьёвым. В конечном итоге все поддержали, но именно как раз с тем условием, что будет подконтрольна, будет формироваться программа по мостам и путепроводам совместно с участием регионов, и будет прозрачна. Сейчас программа видится до 2024 года – это порядка 1900 мостов, 120 путепроводов. В общем, мы понимаем, куда движемся и как будем действовать.
Владимир Владимирович, Вы в начале сказали абсолютно правильно, хотел бы ещё раз сказать, что сейчас в рамках Ваших поручений, в рамках принятых национальных проектов, программ по формированию опорной сети автомобильных дорог, развитию железных дорог, портовой инфраструктуры, новых подходов по авиации и авиастроению требуется ещё раз подойти, посмотреть стратегию развития транспорта в целом. Просил бы Вашего решения вынести на рассмотрение или президиума Госсовета, или Госсовета уже долгосрочную стратегию развития транспорта в целом.
Доклад закончил. Ещё раз спасибо за поддержку.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое, Алексей Самбуевич.
Я сейчас хочу обратиться к Михаилу Владимировичу.
(Обращаясь к М.Мишустину.) Михаил Владимирович, с учётом того, что сейчас было сказано Алексеем Самбуевичем, мы будем готовить ряд вопросов системного, большого характера на президиуме Госсовета и на Госсовете в целом, с тем чтобы согласовать нашу политику на региональном уровне и на федеральном, чтобы мы все вместе эффективно, объединяя усилия, добивались нужных нам результатов.
Я Вас прошу тоже соответствующих коллег из регионов, которые будут заниматься подготовкой этих вопросов, принять и скоординировать с ними работу по принятию окончательных решений, с тем чтобы это были общие решения, реализуемые в нужные нам сроки.
М.Мишустин: Принято, Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо.
Источник— www.kremlin.ru